Раннее развитие (1,6-3 г.)
Программа раннего развития детей предполагает
активное участие родителей (когда ребенок видит, что мама с увлечением
выполняет задания, он сам стремится ей подражать). Этот курс раннего развития
ребенка предлагается и в качестве помощи родителям: на занятиях они могут
познакомиться с методами и способами обучения, узнают, чем заниматься с
ребенком самостоятельно.
В первые три года жизни дети научаются тому, что будут
использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении
этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо
быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного
общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия
к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
Все методики раннего развития, используемые на занятиях, предлагаются в
игровой форме, опираются на естественные законы развития детей данного
возраста. В подаче материала присутствует определенная логика от простого к сложному.
Формирование у детей элементарной системы знаний об
окружающем мире происходит во взаимодействии и общении, с использованием
фольклорных текстов (потешки, песенки, поговорки,
присказки и сказки), в которых ярко, эмоционально, колоритно отражены
представления о мире. Обращается внимание малышей на изменения в живой и
неживой природе в разные времена года.
В творческом плане программа предусматривает знакомство со всеми доступными
видами творчества: рисованием, лепкой, аппликацией, работе с природным
материалом.
В программу
занятий по раннему развитию входят:
1.
Пальчиковые игры.
·
Развитие мелкой моторики рук, моторики
пальцев. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает
скованность движений (это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма).
·
Развитие высших психических
функций (память, внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие,
воображение, наблюдательность).
·
Познавательный момент: в скороговорках
приводится последовательность каких-либо действий.
·
Окружающий мир раскрывается детям в связи с сезонными
изменениями в природе.
·
или
·
Развитие речи: интонирование
голосом (мышка пищит, медведь рычит), упражнения для языка ("Ветер подул
- щеки надул", "Лошадка скачет по дорожке - цок, цок, цок" и
т.д.).
·
На координирование: соотношение движений и
речевой конструкции.
·
Обучение счету.
2.
Хороводы и игры.
·
Развитие крупной моторики.
·
Развитие координации движений.
·
Социальная адаптация в коллективе: слаженность
действия в коллективе, прикосновения друг к другу, общение на эмоциональном,
физическом и психологическом уровне, визуальный контакт.
·
Физическое и ритмическое развитие: полоса
препятствий (пройтись по мостику, перепрыгнуть через лужу, пройти по кочкам и
т.д.), профилактика плоскостопия.
·
смена ритмов в хороводе.
·
Знакомство с фольклором и традициями предков.
3.
Физическое развитие (наряду с хороводами и
подвижными играми, которые проводятся на каждом занятии, несколько недель в
учебном году специально отводится для дополнительной физической подготовки).
·
Полоса препятствий (ходить по прямой,
перепрыгивать с кочки на кочку, залезать на препятствие, спрыгивать с него,
проползать по коридорчику, пролезать в кольцо, перепрыгивать через
"ручей", кидать мяч в корзину и т.п.).
4.
Подготовка к дальнейшему обучению. Логические
игры, счет. Логические игры по методикам Никитина, Монтессори
и Дьенеша.
·
Изучение цвета, геометрических фигур и тел.
·
Пространственное конструирование.
·
Решение простейших логических задач.
·
Развитие памяти и воображения.
·
Развитие самостоятельной деятельности.
5.
Творчество: развитие воображения и творческих
способностей у детей. Творческому развитию программа уделяет особое
внимание, т.к. в этом возрасте особенно активно развивается та часть мозга,
которая ответственна за креативность. Также
развиваются сенсорные впечатления, фантазия, воображение.
·
Рисование мелом, восковыми
мелками, гуашью, акварелью по сухой и мокрой бумаге (пальцами, кисточкой,
губкой, ватными палочками и т.д.).
·
Лепка из пластилина, глины, соленого теста.
·
Создание фигурок и композиций из природных
материалов.
·
Вкрапление мелких предметов в пластичный
материал.
·
Раскрашивание картинок фломастерами и
красками.
·
Раскрашивание объемных предметов гуашью в
смеси с ПВА.
·
Аппликация, работа с различной бумагой -
тонкой, толстой, картоном, с ножницами.
·
Оригами.
·
Знакомство с новыми формами и свойствами
материалов.
·
Развитие мелкой моторики.
·
Развитие воображения.
·
Умение доводить работу до конца.
·
Координация движений.
6.
Сказка. Кукольный театр.
·
Знакомство с народным творчеством.
·
Развитие усидчивости (удержание внимания
ребенка некоторое время).
·
Тематический подбор сказок (рождественские,
пасхальные и т.д.).
·
Воспитательный момент - мораль русских народных
сказок.
·
Оживление и озвучивание текста сказки.
·
Возможность поиграть в "сказку"
самим, потрогать игрушки, "примерить" ролевые отношения героев на
себя.
·
В процессе повтора сказки задаются вопросы на
внимание: "А сейчас кто пришел?", "А что он будет делать
дальше?"
·
Вырабатывается ритуал: сказку нужно позвать,
чтобы она пришла, сидеть и слушать тихо, чтобы не спугнуть сказку.
Программа способствует социальной адаптации
ребенка в коллективе: слаженность действия, прикосновения друг к другу,
общение на эмоциональном, физическом и психологическом уровне, визуальный
контакт.
|